DRM стал ругательным словом. Не смейте его выговаривать, разве что если вы хотите обрушить на себя весь гнев Интернета.
Технические средства защиты авторских прав (Digital rights management) были введены из-за одной простой и веской причины: ради контроля. Они были задуманы как средство борьбы с пиратством, но несмотря на лучшие намерения, DRM частенько оборачивался катастрофой и для честных покупателей. Для одних пиратство - огромная проблема, для других - данность, которую должен принять любой разработчик.
В принципе, разработчиков можно понять. Они работали над игрой в течении нескольких лет и вложили в нее свою душу, свое сердце и свои деньги. А потом кто-то заходит на торрент и получает доступ ко всему этому совершенно бесплатно.
CD Projekt по-разному пробовала подойти к этому вопросу. В The Witcher и The Witcher 2 был DRM, хотя в последней его все-таки убрали. В первой части DRM добавили из-за договоренности с Atari. The Witcher 2 втянула CD Projekt RED в публичную борьбу за убеждения по этому вопросу. Ведь версия The Witcher 2 с DRM работала гораздо медленнее и поэтому эту защиту убрали с патчем.
Некоторое время поляки даже отслеживали людей, которые скачали их игру через торрент, пытаясь отсудить у них свои деньги. Это ничего не дало. В интервью PC Gamer в конце 2011 года представитель CD Projekt сказал, что The Witcher 2 спиратили около 4.5 миллионов раз. С того времени эта цифра только увеличилась. В конце концов CD Projekt RED перестала донимать пиратов.
"Мы прислушались к голосам наших фанатов и решили сделать так, как они просили", - сказал Марчин Ивински, основатель студии, в открытом письме фанатам в декабре 2012 года. "Но вы также должны помочь нам и выполнить свою часть работы - не будьте равнодушными к пиратству. Если ваш друг играет в пиратскую копию игры - любой игры - скажите ему, что тем самым он забирает хлеб у разработчика и подрывает его успех. Если вы не поддержите разработчиков, которые делают ваши любимые игры, они не смогут продолжать делать свое дело и радовать вас крутыми играми."
Сейчас Ивински запел совсем по-другому. Так, CD Projekt RED на прошлой неделе отказались от DRM в The Witcher 3 (исключение - Steam). Таким образом, они больше не будут выслеживать пиратов.
Чтобы узнать чуть больше о том, как CD Projekt RED далось столь трудное решение, я задал парочку вопросов Марчину Ивински. Снизу - полное интервью. Хорошее, читайте.
Giant Bomb: Скажите, почему CD Projekt RED в прошлом использовала в своих играх DRM? Чего вы хотели достичь таким образом?
Марчин Ивински: В первой части это было не наше решение, а часть сделки с Atari. Так что, мы просто следовали течению и модным веяниям в индустрии и не считали DRM чем-то слишком ужасным. Да, у нас было свое мнение по этому поводу, но мы ничего не могли тогда поделать. Когда игра вышла, мы даже надеялись некоторое время, что DRM поможет продажам и игру не смогут взломать, но мы ошиблись - как и любую игру c DRM, ее взломали в кратчайшие сроки.
В итоге мы сами себе мешали. Мы платили за защиту, которая требовала, чтобы игрок прошел через несколько этапов аутентификации и все равно ничего не работало, тогда как пиратская версия ничего не требовала от игрока - ты просто садился и играл. Она была гораздо удобней, чем официальная версия. В конечном счете DRM оказалось грубой ошибкой, но одновременно и важным уроком для всех нас...
GB: Steam - это одна из форм DRM, но покупатели ничего против него не имеют. Почему, как вы думаете?
Ивински: Steam прост в использовании и он нормально работает - в отличии от различных DRM. Valve действительно заботится о геймерах и думает о них, что является большой редкостью. Тем не менее, я считаю, что человек должен иметь больше свободы в использовании тех игр, которые он купил. Я чувствовал себя гораздо спокойней, если бы мог закачать все свои игры и играть в них в оффлайне, без запуска специальных программ, без Интернета. Что если сервера упадут? Что если по какой-то непредвиденной причине мои данные удалят из облака? Действительно ли эти игры мои или нет? Вот почему мы решили запустить GOG.com.
GB: А вы хотели добавить DRM в The Witcher 3? Скажем, на ранних стадиях разработки?
Ивински: Мы многое поняли после выпуска The Witcher 1 с DRM и The Witcher 2 - частично с DRM. Мы продавали версию The Witcher 2 без DRM на GOG.com с первого же дня. Потом, две недели спустя запуска, мы выпустили патч, который убирал DRM из ритейловых версий игры, но у нас все равно были договоренности с издателями и мы должны были как-то защитить игру. Тем не менее, это было большой шаг для нас по сравнению с The Witcher 1, ведь мы смогли выпустить The Witcher 2 без DRM на GOG.com.
Вы думаете, что пираты просто взяли версию с GOG.com, ведь она была совершенно беззащитной, и закинули ее на торренты? Нет, они взяли версию c DRM и взломали ее в первый же день. Ведь к версии без DRM нельзя приписать, что ее взломала такая-то группа пиратов, правда? Ведь что там взламывать?
Что же до The Witcher 3, то мы с самого начала решили отказаться от DRM. Мы обусловили этот момент в контрактах с издателями. Кроме того, люди начинают понимать, что отсутствие DRM никак не навредит игре - даже наоборот, мы становимся ближе к геймерам. Все версии без DRM на GOG.com доказали это, так что никто нам особо не противоречил..
Мне кажется индустрия поняла, что смысла в DRM нет, но корпорации продолжают использовать эту систему, пуская пыль в глаза покупателей, пытаясь защитить свою интеллектуальную собственность в глазах боссов, инвесторов и акционеров. Я пару раз общался с руководителями высокого уровня, которые признавали, что DRM не работает, но если они не будут ее использовать, то их могут обвинить в том, что они не хотят защищать свою собственность.
GB: Слово DRM превратилась в ругательство. Как вы думаете, почему все так случилось? Могло ли все пойти по-другому?
Ивински: Пиратство было с самого начала. Все началось с аудиокассет с играми, которыми друзья делились друг с другом (я до сих пор помню систему защиты модуляции записи на магнитную ленту, из-за чего их было сложнее копировать на мою первую игровую систему - ZX Spectrum), дальше пошли флоппи диски, CD-ROM, DVD-ROM и теперь мы вошли в цифровую эру. Могло ли все пойти по-другому? Не думаю, но в наших силах изменить все сейчас, почему бы и нет? Люди могут запросто спиратить игру, если можно. Но крадут ли они эти игры? Являются ли они ворами? И почему они так делают? Может в своей стране они не могут легально и без лишних сложностей купить эту игру? Может их зарплата не позволяет им раскошеливаться еще и на игры? Запустили ли они вообще игру, которую они спиратили или же они скачали ее, потому что могли? Это все жизненно важные вопросы, но их никто не задает.
Мы должны просвещать покупателей и создавать различные просты, удобные и легальные способы купить игру. "Удобные". Вот главная мысль, то есть не должно быть препятствий или ограничений.
Цифровая дистрибуцию меняет правила игры. Мы можем напрямую связаться с геймерами, что делает контент доступным по всему миру в любой момент и рушит барьеры между геймером и контентом. Это правильно направление и мы должны ему следовать, ведь все еще только начинается.
Люди продолжат искать более легкий путь, пока существуют такие препятствия, как сложная регистрация и тому подобное. Также они предпочтут пиратство неуклюжей платформе цифровой дистрибуции, с ее региональными ограничениями и высокими ценами. Они могут подумать:"Хм, я из страны X и поэтому мне не доступна и половина игр на платформе Y. Почему так?" Как покупатель, я не буду думать над причинами и просто поищу альтернативный вариант. Самое большое преимущество пиратства - его доступность. Вы просто вводите название игры, кликаете на торрент и все, вот она уже на вашем компьютере. Никаких ограничений, только ты и игра. Давайте же уберем все препятствия на пути покупки легальной копии игры: сделайте ее такой же доступной, как пиратство, и я уверен, что геймеры сразу же придут к вам. Вот к чему мы стремимся с GOG.com. И с The Witcher 2 мы доказали, что такая система работает.
GB: Удивительно, но DRM частенько вредит тем, кто платит за игры. Из-за этого вы решили убрать защиту в The Witcher 3?
Ивински: Именно поэтому. Мы хотим, чтобы геймеры действительно владели игрой и могли играть в нее когда угодно, и как угодно. Почему это пираты должны быть в лучших условиях по сравнению с теми, кто купил игру за свои кровные деньги? Я уверен, что все должно быть наоборот: геймеры, которые купили игру, должны быть в лучших условиях по сравнению с пиратами. Пока что мы не можем остановить пиратство, но мы можем предложить нашим покупателям особые плюшки и так мы и поступим с TW3. Я верю в метод пряников, а не кнутов. Так что вот так вот, мы пытаемся сделать лучшие пряники в мире.
GB: Чтобы стать современной PC-игрой в мире, где геймеры не любят DRM, хватит ли просто смириться с пиратством?
Ивински: Мы не должны смиряться с ним - это не вариант. Мы должны активно убеждать геймеров покупать легальную версию игры, но индустрия идет по-другому пути, используя DRM. Как я сказал: пряник, а не кнут. Я бы очень хотел призвать всех разработчиков стремиться понять пиратов, приветствовать их с распростертыми объятиями, вникнуть в их мотивы и после этого показать им преимущества покупки официальной версии игры - с бесплатными апдейтами, дополнительным бесплатным контентом при регистрации, таблицой лидеров, отличным комьюнити и, не в последнюю очередь, без DRM. Почему без DRM? Потому что эта система не работает и делает совсем противоположное тому, для чего была создана - она не останавливает пиратов, а вместо этого действует как препятствие для геймеров, купивших игру.
GB: Без DRM, The Witcher 3 легко спиратят. Так как же CD Projekt RED намерены держать ситуацию под контролем?
Ивински: Без DRM геймеры смогут с легкостью установить The Witcher 3 и играться в свое удовольствие. Так как файлы будут идти без какой-либо защиты, геймеры действительно будут владеть своим контентом.
Спиратят ли игру больше людей, чем если бы мы поставили DRM? Я думаю, что нет. Практически каждую игру с DRM взламывают в первый же день (или даже раньше), так что для нас это не аргумент. А без DRM мы стараемся построить доверительные отношения между нами и геймерами. Так было с The Witcher 2 на GOG.com и также будет с мировым релизом The Witcher 3, только теперь на GOG.com все не остановиться - ритейловые версии также будут без этой защиты.
GB: Так как все переходит в цифру, многие корпорации захотят иметь больше контроля над своими продуктами. Как вы думаете, что случиться с этой тенденцией в ближайшие десять лет?
Ивински: Попробуйте ввести слишком много контроля, добавьте больше искусственных препятствий для людей, покупающих и использующих ваш контент, и люди сразу же будут икать варианты попроще. Мы все понимаем, что DRM любого рода взломают рано или поздно. Создатели контента и платформодержатели должны сфокусироваться на удобстве и простоте. В пиратстве не будет смысла, если будет проще купить игру, чем скачать.К сожалению, сейчас в нашей индустрии все по-другому.
Перевод мой. Всю ответственность за корявости или неточности несу я. Пожелания, как хорошие так и плохие, слать в ЛС. Буду учитывать, спасибо.
Оригинал -